Природные источники электромагнитных полей делят на две группы. Первая - поле Земли - постоянное
электрическое и постоянное магнитное поле. Вторая группа - радиоволны, генерируемые космическими
источниками (Солнце, звезды и т.д.), атмосферные процессы - разряды молний и т.д.
Естественное электрическое поле Земли создается избыточным отрицательным зарядом на поверхности;
его напряженность обычно от 100 до 500 В/м. Грозовые облака могут увеличивать напряженность поля
до десятков, а то и сотен кВ/м. Вторая группа природных электромагнитных полей характеризуется
широким диапазоном частот.
Эта группа включает в себя все системы производства, передачи и распределения электроэнергии
(линии электропередачи, трансформаторные подстанции, электростанции, различные кабельные
системы), домашнюю и офисную электро- и электронную технику, в том числе и мониторы ПК,
транспорт на электроприводе, ж/д транспорт и его инфраструктуру, а также метро, троллейбусный и
трамвайный транспорт.
Уже сегодня электромагнитное поле на 18-32% территории городов формируется в результате
автомобильного движения. Электромагнитные волны, возникающие при движении транспорта, создают
помехи теле- и радиоприему, а также могут оказывать вредное воздействие на организм человека.
Транспорт на электроприводе является мощным источником магнитного поля в диапазоне от 0 до 1000
Гц. Железнодорожный транспорт использует переменный ток. Городской транспорт - постоянный.
Максимальные значения индукции магнитного поля в пригородном электротранспорте достигают 75
мкТл, средние значения - около 20 мкТл. Средние значения на транспорте с приводом от постоянного
тока зафиксированы на уровне 29 мкТл. У трамваев, где обратный провод - рельсы, магнитные поля
компенсируют друг друга на гораздо большем расстоянии, чем у проводов троллейбуса, а внутри
троллейбуса колебания магнитного поля невелики даже при разгоне. Но самые большие колебания
магнитного поля - в метро. При отправлении состава величина магнитного поля на платформе
составляет 50-100 мкТл и больше, превышая геомагнитное поле. Даже когда поезд давно исчез в
туннеле, магнитное поле не возвращается к прежнему значению. Лишь после того, как состав минует
следующую точку подключения к контактному рельсу, магнитное поле вернется к старому значению.
Правда, иногда не успевает: к платформе уже приближается следующий поезд и при его торможении
магнитное поле снова меняется. В самом вагоне магнитное поле еще сильнее - 150-200 мкТл, то есть
в десять раз больше, чем в обычной электричке.
К этой группе относятся функциональные передатчики - источники электромагнитного поля в целях
передачи или получения информации. Это коммерческие передатчики (радио, телевидение),
радиотелефоны (авто-, радиотелефоны, радио СВ, любительские радиопередатчики, производственные
радиотелефоны), направленная радиосвязь (спутниковая радиосвязь, наземные релейные станции),
навигация (воздушное сообщение, судоходство, радиоточка), локаторы (воздушное сообщение,
судоходство, транспортные локаторы, контроль за воздушным транспортом).
Сюда же относится различное технологическое оборудование, использующее СВЧ-излучение, переменные
(50 Гц - 1 МГц) и импульсные поля, бытовое оборудование (СВЧ-печи), средства визуального
отображения информации на электронно-лучевых трубках (мониторы ПК, телевизоры и пр.) . Для
научных исследований в медицине применяют токи ультравысокой частоты. Возникающие при
использовании таких токов электромагнитные поля представляют определенную профессиональную
вредность, поэтому необходимо принимать меры защиты от их воздействия на организм.
Назад |